1. Уступивъ вашему благорасположенію, и по многократныхъ отъ васъ убјжденіяхъ, написалъ я кратко о томъ, что претерпјли и я и Церковь, по мјрј силъ моихъ обличилъ скверную ересь зараженныхъ аріанствомъ и показалъ, сколь далека она отъ истины. Но что было со мною, когда писалъ это, — призналъ я необходимымъ сдјлать это извјстнымъ вашему благочестію, чтобы изъ этого видјть вамъ, какъ справедливо сказалъ блаженный Апостолъ: о глубина богатства и премудрости и разума Божія (Рим. 11, 33), а потому, извинить и меня — человјка по природј немощнаго. Какъ-скоро намјревался я писать и принуждалъ себя помыслить о божествј Слова, — всякій разъ далеко отъ меня отступало вјдјніе, и сознавалъ я, что въ такой мјрј остаюсь я позади, въ какой думалъ постигнуть. Ибо не могъ написать того, что, повидимому, представлялъ умомъ; а что писалъ, то дјлалось слабје даже и той малой тјни истины, какая была у меня въ мысли.
2. Посему, — видя, что написано въ Екклесіастј: рјхъ, умудрюся: и сія удалися отъ мене далече паче неже бјхъ, и бездны глубина, кто обрящетъ ю? (Еккл. 7, 24-25) и въ Псалмахъ: удивися разумъ Твой отъ мене: утвердися, не возмогу къ нему (Псал. 138, 6), и что Соломонъ говоритъ: слава Божія крыетъ слово (Прит. 25, 2), — не разъ (повјрьте въ этомъ) намјревался я удержаться и перестать писать. Но, — чтобы не показалось, будто бы молчаніемъ и васъ огорчаю, и тјхъ, которые спрашивали у васъ и упорствуютъ въ своемъ мнјніи, поощряю въ нечестіи, — принудилъ я себя написать немногое, и послалъ это къ вашему благочестію. Ибо хотя постиженіе истины само по себј далеко нынј отъ насъ по немощи плоти; однакоже, возможно, какъ сказалъ тотъ-же Екклесіастъ, разумјти нечестивыхъ безуміе, и обрјтши оное, сказать: горчайше есть паче смерти (Еккл. 7, 26-27). Посему-то, какъ умјю и могу обрјсти сіе, написалъ я, зная при семъ и то, что для вјрныхъ осужденіе нечестія есть достаточное уже къ благочестію вјдјніе. Ибо, хотя и невозможно постигнуть, что такое Богъ, однакоже, можно сказать, чјмъ Онъ не есть. Знаемъ же, что Онъ не тоже, что человјкъ, и что непозволительно представлять себј о Немъ что-либо свойственное тварямъ. Такъ и о Сынј Божіемъ, хотя по природј весьма далеки мы отъ того, чтобы постигнуть Его, но и возможно и удобно — осудить произносимое еретиками и сказать: не таковъ Сынъ Божій, и подобнаго тому, что говорятъ еретики, непозволительно о божествј Его даже и помыслить, не только, чтобы говорить устами.
3. Посему-то, сколько могъ, написалъ я. А вы, возлюбленные, пріимите это, не какъ полное изложеніе ученія о божествј Слова, но какъ обличеніе нечестія христоборцевъ, которое служитъ и желающимъ подаетъ поводъ къ благочестію здравой о Христј вјры. Если же что въ написанномъ — неполно (а думаю, что и все неполно), то извините меня въ этомъ съ чистою совјстію, и обратите вниманіе только на смјлость намјренія — стоять за благочестіе. А къ совершенному осужденію аріанской ереси достаточенъ судъ Господень, совершившійся въ Аріевой смерти, о которой предварительно и отъ другихъ уже знаете. Яже бо Богъ святый совјща, кто разоритъ (Ис. 14, 27)? И кого Господь осудилъ, кто тому оправдатель? Изъ такого бывшаго знаменія кто не уразумјетъ, наконецъ, что богоненавистна эта ересь, хотя бы и покровительствовали ей люди? Прочитавъ это, помолитесь о мнј, и другъ друга убјждайте дјлать тоже; но немедленно возвратите мнј это и вовсе никому не давайте списка, не списывайте и для себя, но какъ искусные торжники, удовольствуйтесь прочтеніемъ, прочитавъ, если пожелаете, и не разъ. Ибо не безопасно оставлять будущимъ родамъ писанное мною нјмотствующимъ и невјждою. Привјтствуйте любовію другъ друга и всјхъ приходящихъ къ вамъ въ благочестіи и вјрј; ибо аще кто, какъ сказалъ Апостолъ, не любитъ Господа, да будетъ проклятъ. Благодать Господа нашего Iисуса Христа съ вами (1 Кор. 16, 22-23). Аминь.
Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Афанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть вторая. — Изданіе второе исправленное и дополненное. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная типографія, 1902. — С. 103-105.