1. Что потерпјли мы, это ужасно и невыносимо; нјтъ возможности и памяти передать это достойнымъ того образомъ. Но чтобы скорје можно было выразумјть ужасъ совершившагося, за лучшее призналъ я привести на память сказаніе изъ Писанія. Однажды мужъ левитинъ, женј котораго нанесено было поруганіе (а она была евреянка и изъ колјна Iудина), увидјвъ чрезмјрность злодјянія, и пораженный беззаконіями, на какія противъ него отважились, какъ повјствуетъ божественная книга Судей (гл. 19), раздробивъ тјло жены на части, послалъ во всј колјна Израилевы, чтобы всј убјдились — въ этомъ злодјяніи видјть обиду не ему одному, но всјмъ вообще, и если будутъ сострадательны, отмстили, а если останутся равнодушными, на себј понесли стыдъ, какъ ставшіе уже участниками въ причиненіи обиды. Посланные извјстили о случившемся; и всякій слытавшій и видјвшій сказалъ: никогда не бывало ничего подобнаго съ того дня, какъ вышли сыны Израилевы изъ земли египетской. Почему подвиглись всј колјна Израилевы, и всј, какбы сами потерпјли обиду, собрались противъ преступниковъ. Наконецъ, учинившіе беззаконіе были преслјдованы войною и стали для всјхъ отверженными; потому что собравшіеся не смотрјли на единоплеменность, но имјли въ виду преступленіе.
Знаете, братія, это сказаніе и подробности дјла, изображенныя въ Писаніи. Я не намјренъ распространяться объ этомъ болје; потому что пишу людямъ знающимъ, и спјшу вашему благоговјнію указать на событія настоящія, которыя важнје и тјхъ. Ибо для того и упомянулъ объ этомъ сказаніи, чтобы, тогдашнее сравнивъ съ настоящимъ, и уразумјвъ, сколько послјднее превосходитъ жестокостію древнее, вознегодовали вы еще болје, нежели израильтяне на тогдашнихъ беззаконниковъ; потому что лютость гоненій, воздвигнутыхъ на насъ, гораздо выше; и бјдствіе левита маловажно въ сравненіи съ тјмъ, на что нынј отваживаются противъ Церкви; лучше же сказать, этого и не слышно было никогда во вселенной, и никто не извјдывалъ подобныхъ золъ. Тогда поругана была одна женщина и одинъ левитъ потерпјлъ насиліе; а теперь поругана цјлая Церковь, оскорблено святилище и, что еще важнје, благочестіе гонимо нечестіемъ. Тогда каждое колјно Израилево, видя отторгнутый членъ одной женщины, приходило въ ужасъ; а теперь видимы расторгнутые члены цјлой Церкви, и посланные, частію къ вамъ, а частію къ другимъ, извјщаютъ о поруганіи и обидј, какія претерпјли они.
Потому, умоляю, подвигнитесь и вы, какъ будто обида нанесена не намъ однимъ, но и вамъ; пусть каждый подастъ помощь, какъ будто и самъ страждетъ, чтобы не повредились въ скоромъ времени и правила церковныя, и вјрованіе Церкви; потому что — въ опасности теперь то и другое, если Богъ вскорј чрезъ васъ не исправитъ допущенныхъ безпорядковъ, и Церковь не будетъ защищена. Не теперь даны правила и уставы церквамъ, но прекрасно и твердо преданы Отцами нашими; не теперь началась вјра, но отъ Господа перешла къ намъ чрезъ учениковъ Его. Посему да не погибнетъ въ настоящіе дни, что соблюдалось въ церквахъ издревле и до насъ, и да не будетъ взыскано съ насъ, что ввјрено было намъ. Подвигнитесь, братія; потому что вы — строители таинъ Божіихъ, и видите, какъ расхищаются онј другими. Подробности услышите отъ письмоподателей; а я поспјшилъ изобразить кратко, чтобы въ подлинности узнать вамъ, что никогда не бывало еще ничего подобнаго съ Церковію, со дня, какъ вознесшійся Спаситель заповјдалъ ученикамъ, сказавъ: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19).
2. А что въ отношеніи ко мнј и къ Церкви сдјлано противузаконно, это было такъ: По обычаю собирались мы мирно, народъ радовался нашимъ собраніямъ, и всј преуспјвали въ житіи по Богу, сослужители мои въ Египтј, Фиваидј и Ливіи, сохраняли любовь и миръ и другъ къ другу и ко мнј; вдругъ египетскій епархъ обнародываетъ писанія, имјющія видъ указа, что нјкто Григорій изъ Каппадокіи поступаетъ моимъ преемникомъ, по царской волј. Такой слухъ всјхъ привелъ въ смятеніе; это было нјчто новое и въ первый только разъ слышимое. Народъ тјмъ паче сталъ сходиться въ церкви, а чрезъ это еще болје узнали, что ни сами они, ни епископъ, ни пресвитеръ, и ни другой кто вообще, никогда не приносили на меня жалобъ; съ Григоріемъ же видјли однихъ аріанъ, узнали, что и самъ онъ — аріанинъ, присланный Евсевіевыми единомышленниками. А вы знаете, братія, что единомышленники Евсевіевы всегда были покровителями и сообщниками нечестивой ереси аріанствующихъ, и чрезъ нихъ всегда строили мнј козни, и были виновниками удаленія моего въ Галлію. Поэтому народъ справедливо вознегодовалъ, всј вопіяли, свидјтельствуясь другими судіями и цјлымъ городомъ, что; поелику не было на меня никакой жалобы отъ священнослужителей, сдјлано же это въ поруганіе мнј еретиками аріанами, то явное это нововведеніе и нарушеніе церковныхъ законовъ.
Если бы и дјйствительно имјла силу какая нибудь на меня жалоба; то не аріанину, не кому либо изъ держащихся аріанскихъ мудрованій, но — по церковнымъ правиламъ и по слову Павлову, — собравшемуся народу и тјмъ, которые пріяли власть отъ Духа, съ силою Господа нашего Iисуса Христа (1 Кор. 5, 4), надлежало законно все изслјдовать и произвести, въ присутствіи изъявляющихъ свое требованіе мірянъ и клириковъ; постороннему же, при содјйствіи аріанъ, какбы купивъ имя епископа, гдј не просили, не имјли въ намјреніи и вовсе не знали дјла, не должно было вторгаться въ церковь, по предстательству и принужденію мірскихъ судей. Ибо все это нарушаетъ церковныя правила и вынуждаетъ язычниковъ хулить и подозрјвать, что поставленія совершаются у насъ не по Божественному закону, а вслјдствіе купли и по ходатайству.
3. Итакъ, поставленіе Григорія аріанами было странно и такое имјло начало. Какія же беззаконія произвело и сколькихъ золъ было причиною всіупленіе его въ Александрію, — объ этомъ можете узнать изъ написаннаго и разспросить у приходящихъ. Когда народъ, при такомъ нововведеніи, изъявилъ свое неудовольствіе, и потому собрался въ церквахъ, чтобы аріанское нечестіе не примјшалось къ вјрованію Церкви; Филагрій, который и прежде оскорблялъ Церковь и ея дјвъ, а теперь сталъ епархомъ египетскимъ, этотъ отступникъ, соотечественникъ Григоріевъ, человјкъ нечестныхъ нравовъ, а сверхъ того имјющій заступниками единомышленниковъ Евсевіевыхъ, и потому усильно дјйствующій противъ Церкви, своими објщаніями, впослјдствіи исполненными, склоняетъ на свою сторону и раздражаетъ язычниковъ, іудеевъ и людей безпорядочныхъ; и вдругъ напускаетъ ихъ съ мечами и дреколіемъ на народъ въ церквахъ.
А что изъ этого вышло, — не легко уже сказать это, да и не возможно вполнј изобразить; даже и малой части никто не вспомнитъ безъ слезъ и рыданій. Ибо описаны ли гдј у древнихъ такія плачевныя событія? Или, бывало ли когда-нибудь что подобное во время гоненія и войны? Храмъ и святая крещальня объемлются пламенемъ. Вдругъ, въ городј жалобы, вопли, плачъ; граждане негодуютъ на случившееся, вопіютъ на градоправителя, и свидјтельствуютъ о совершаемыхъ насиліяхъ; потому что святыя и непорочныя дјвы были обнажаемы и терпјли непозволительные поступки; а которыя противились, тјхъ жизнь подвергалась опасности; монашествующіе были затоптаны ногами и умирали; въ однихъ бросали свинцовыми кругами, другихъ убивали мечами и дреколіемъ, иные были изранены и избиты. А на святой Трапезј какое совершалось нечестіе и беззаконіе! Приносили въ жертву птицъ, жгли сосновую кору, восхваляя своихъ идоловъ, и хуля въ самыхъ церквахъ Господа и Спасителя нашего Iисуса Христа, Сына Бога Живаго; книги Божественнаго Писанія, какія находили въ церкви, жгли; богоубійцы іудеи и безбожные язычники, безъ опасенія входя въ святую крещальню (какая дерзость!), обнажались тамъ, дјлали и говорили такія мерзости, которыя стыдно и пересказывать. И нјкоторые нечестивцы, подражая жестокости гоненій, хватали дјвъ и постницъ, влекли за руки, и влача, принуждали хулить Господа и отрекаться отъ Него; а которыя не отрекались, тјхъ терзали и топтали ногами.
4. И сверхъ того, дивное и торжественное это вступленіе аріанина Григорія, увеселяясь подобными бјдствіями, какбы предлагая воздаяніе и награду за такую беззаконную побјду язычникамъ, іудеямъ и всјмъ, такъ поступавшимъ съ нами, предаетъ на разграбленіе церковь. И какъ скоро дозволено было такое беззаконіе и безчиніе, — поступаютъ хуже, чјмъ на войнј, и съ большимъ уже ожесточеніемъ, чјмъ разбойники. Одни расхищаютъ все, что ни встрјчалось; другіе грабятъ положенныя нјкоторыми на сохраненіе вещи; вино, котораго было довольно много, пьютъ, льютъ, уносятъ; стоявшій елей расхищаютъ; двери и рјшетки беретъ всякій какъ добычу; подсвјщники влекутъ и въ тоже время кладутъ у ограды; церковныя свјчи зажигаютъ передъ идолами. Однимъ словомъ, въ церкви грабежъ и убійство.
И злочестивые аріане не стыдились такихъ дјлъ, но присовокупили еще худшее и болје жестокое. Пресвитеры и міряне были терзаемы; дјвы безъ покрывалъ отводимы были въ судилище къ градоправителю и ввергаемы въ темницу; у иныхъ описывали имјніе, а самихъ бичевали; возбранялось выдавать хлјбы священнослужителямъ и дјвамъ. И все это происходило въ самую святую Четыредесятницу, около Пасхи, когда братія постились, а чудный Григорій, подражая Каіафј съ игемономъ — Пилатомъ, ругался надъ благочестно чтущими Христа. Въ пятокъ, вошедши въ одну изъ церквей съ градоправителемъ и съ толпою язычниковъ, какъ скоро увидјлъ, что народъ съ отвращеніемъ смотритъ на его насильственное вторженіе, заставилъ жестокаго градоправителя — въ одинъ часъ всенародно высјчь и ввергнуть въ темницу тридцать четыре человјка, — дјвъ, замужнихъ женъ и благородныхъ мужей; въ числј ихъ была дјва любительница чтенія; она держала еще въ рукахъ Псалтирь, когда велјли сјчь ее всенародно; книга была вырвана исполнителями казни, сама же дјва заключена въ тюрьму.
5. Послј всего этого они не успокоились, не щадили и прочаго, но вознамјрились повторить тоже самое въ другой церкви, гдј всего болје пребывалъ я въ тј дни. Старались же простереть неистовство свое и на эту церковь, чтобы уловить и убить меня. Такъ и было бы со мною, еслибы не помогла благодать Христова, чтобы, избјжавъ гибели, могъ я по крайней мјрј пересказать хотя немногое. Ибо видя, что буйство ихъ доходитъ до крайности, и признавъ лучшимъ, чтобы церковь не потерпјла вреда, не пострадали въ ней дјвы, не произошли опять убійства, и народъ въ другой разъ не подвергся оскорбленіямъ, — скрылся я отъ народа, вспомнивъ Спасителя. Который говоритъ: егда гонятъ вы во градј семъ, бјгайте въ другій (Матф. 10, 23). По злодјяніямъ же, какія совершены ими въ другой церкви, зналъ я, что не откажутся отъ жестокости и въ этой; потому что не устыдились даже дня Господня въ святый праздникъ, но и въ этотъ день заключали людей церковныхъ въ темницу.
Когда Господь всјхъ освободилъ отъ узъ смертныхъ; тогда Григорій и бывшіе съ нимъ, какбы въ противоборство Спасителю, положившись на покровительство градоначальника, и этотъ день свободы для рабовъ Христовыхъ обратили въ плачъ. Язычники, уважая день сей, веселились; а Григорій, исполняя, можетъ быть, приказанія Евсевіевы, доводилъ христіанъ до необходимости плакать, обременялъ ихъ узами.
Съ такимъ насиліемъ градоправитель отнималъ церкви, и отнявъ, передавалъ Григорію и аріанамъ. И отлученные нами за нечестіе радуются похищенію церквей; а народъ Божій и служители соборной церкви принуждены — или пріобщиться къ нечестію еретиковъ аріанъ, или не входить въ церкви.
Даже корабельщикамъ и другимъ мореплавателямъ Григорій дјлалъ не мало насилія и принужденія чрезъ градоправителя, подвергая ихъ истязаніямъ, побоямъ, узамъ и заключенію въ темницу, чтобы не противорјчили его беззаконіямъ, но даже приняли отъ него письма.
Не довольствуясь и этимъ, но чтобы насытиться моею кровію, побудилъ онъ жестокаго сообщника своего, градоправителя, какбы отъ лица народа, написать представленіе благочестивјйшему царю Констанцію въ укоризненныхъ противъ меня выраженіяхъ, вслјдствіе чего должно мнј не только бјжать, но и ожидать себј тысячи смертей. Писалъ же это представленіе одинъ отступникъ изъ христіанъ, безстыдно покланяющійся идоламъ; а подписались язычники, служители идольскихъ капищъ, и съ ними — аріане.
И чтобы не распространяться въ словј, напишу: Здјсь — гоненіе на Церковь, такое гоненіе, какого никогда еще не бывало. Ибо въ гоненіе, предъ этимъ бывшее, по крайней мјрј, кто спасался бјгствомъ, тотъ могъ молиться и креститься втайнј: а нынј жестокость велика и уподобляется вавилонскому безбожію. Какъ тогда было съ Даніиломъ; такъ и теперь чудный Григорій доноситъ градоправителю на тјхъ, которые молятся въ домахъ, а за священнослужителями наблюдаетъ, преслјдуя ихъ всякими оскорбленіями; почему, вслјдствіе такого насилія, многіе — въ опасности умереть некрещенными; многіе въ болјзни остаются безъ посјщенія духовными, и сјтуютъ о таковомъ бјдствіи, почитая его тягостнјйшимъ самой болјзни; потому что, при гоненіи на служителей церкви, тј изъ народа, которые гнушаются нечестіемъ еретиковъ аріанъ, предпочитаютъ лучше такъ болјть и быть въ смертной опасности, нежели дозволить, чтобы рука аріанина взошла на ихъ главу.
6. Итакъ, Григорій — аріанинъ и присланъ аріанами; ибо никто не требовалъ его, кромј ихъ однихъ. И потому, какъ наемникъ и какъ чужой, христіанамъ соборной церкви, какъ ему не принадлежащимъ, чрезъ градоначальника причиняетъ бјдствія и огорченія. Прежде, когда единомышленники Евсевіевы поставили аріанамъ какого-то Писта, — какъ скоро написалъ я вамъ о немъ (извјстно это всјмъ вамъ епископамъ соборной церкви), — справедливо предали вы его анафемј и отлученію за нечестіе. По этой-то причинј прислали теперь къ аріанамъ этого Григорія; а чтобы и въ другой разъ не остаться въ стыдј, послј того, какъ опять напишу къ вамъ противъ нихъ, — употребили противъ меня внјшнюю силу, думая, что, овладјвъ церквами, избјгнутъ подозрјнія въ аріанствј Но ошиблись и въ этомъ; потому что никто изъ церковныхъ не дјйствуетъ съ ними за-одно, и на ихъ сторонј одни еретики, еще — отлученные отъ Церкви за вины, и тј, которые лицемјрятъ по принужденію, боясь градоправителя. Вотъ что произведено единомышленниками Евсевіевыми! Это замышляли и слагали они издавна, теперь же нашли возможность привести въ исполненіе, при помощи клеветъ, какими очернили меня предъ царемъ. Конечно же, и на этомъ не успокоятся; они такъ домогаются моей смерти, и столько страшными показываютъ себя моимъ знакомымъ, что всј обращаются въ бјгство и ожидаютъ себј отъ нихъ смерти.
Но поэтому не должно и вамъ оставаться въ бездјйствіи при ихъ беззаконіяхъ; напротивъ того, надлежитъ вступиться въ дјло и вознегодовать на такія противъ насъ нововведенія. Ибо если, когда страждетъ одинъ членъ, состраждутъ съ нимъ и всј члены, и по слову блаженнаго Апостола, должно плакать съ плачущими (Рим. 12, 15); то, когда страждетъ такая Церковь, — пусть каждый, какбы самъ страдалъ, вступится въ дјло. Ибо хулится ими общій нашъ Спаситель и нарушаются ими общія всјмъ намъ правила. Если бы, когда возсјдаете вы въ церкви и неукоризненно собираете народъ, вдругъ пришелъ кто-нибудь, по указу объявляя себя преемниковъ кого-либо изъ васъ, и съ вами случилось что-либо подобное; то не вознегодовали ли бы вы, и не пожелали ли бы, чтобы вступились за васъ? Посему справедливо прійдти вамъ въ негодованіе, чтобы, если при этомъ умолчите, подобное зло не стало постигать и каждую церковь, и училище наше не обратилось, наконецъ, въ мјсто купли и торжища.
7. Объ аріанахъ знаете уже вы, возлюбленные; потому что нечестіе ихъ неоднократно подвергали отлученію, и каждый порознь, и всј вообще; знаете же, что и единомышленники Евсевіевы, какъ прежде сказалъ я, держатся той же ереси, почему и злоумышляютъ противъ меня издавна. Теперь чрезъ нихъ и отъ нихъ постигшія насъ бјдствія, жесточайшія бјдствій военнаго времени, описалъ я вамъ, чтобы вы, согласно съ упомянутымъ въ началј сказаніемъ, воспринявъ ненавидящую лукавства ревность, исторгли творящихъ подобное лукавство противъ Церкви. Если въ прошломъ году, когда еще не было этого, римскіе братія писали, учредить Соборъ по прежнимъ дјламъ, чтобы наказать за нихъ, и единомышленники Евсевіевы, боясь этого Собора, предупредили возмутить Церковь, и хотјли убить меня, чтобы, не имјя обличителя, небоязненно дјлать уже, что имъ угодно; то кольми паче, по совершеніи столькихъ беззаконій, должны вы вознегодовать и произнести на нихъ осужденіе, по мјрј того, что къ прежнему присовокупили еще и это?
Умоляю васъ, не оставьте этого безъ вниманія, и не потерпите, чтобы знаменитая александрійская Церковь попрана была еретиками. И народъ и священнослужители, естественнымъ образомъ, не могутъ дјйствовать совокупно, они молчатъ, боясь насилій отъ начальника области, но отвращаются нечестія аріанскаго. Итакъ, если Григорій, или другой кто изъ окружающихъ его, будетъ писать къ вамъ, — не принимайте, братія, писаній его, но отлучите и посрамите доставившихъ письма эти, какъ служителей нечестія и лукавства. Если же осмјлится написать въ видј примиренія, и сего не принимайте, потому что доставятъ это къ вамъ взявшіеся изъ боязни градоначальника, вслјдствіе многихъ его насилій. Поелику же, вјроятно, будутъ писать къ вамъ объ этомъ и Евсевіевы единомышленники, то по этой же причинј, напередъ напоминаю вамъ, — и въ этомъ случај, подражая Божію нелицепріятію, гоните отъ себя присланныхъ ими, потому что, по ихъ настроенію, въ такое время язычниками и іудеями произведены въ церквахъ гоненіе, растлјніе дјвъ, убійство, разграбленіе церковныхь вещей, пожаръ и богохульства.
А злочестивый и неистовый Григорій не можеть отречься, что онъ — аріанинъ, имјя обличителемъ подписавшагося въ его посланіяхъ. Ибо этотъ подписавшійся есть Аммонъ, который давно уже за многія худыя дјла и за нечестіе изверженъ изъ Церкви блаженной памяти Александромъ, прежде меня бывшимъ епископомъ.
Ради же всего этого благоволите отписать ко мнј и осудить нечестивыхъ, чтобы, какъ находящіеся здјсь священнослужители и народъ, видя ваше православіе и вашу ненависть къ лукавству, возвеселились теперь о единодушной вашей во Христа вјрј, такъ рјшившіеся на такое противозаконное дјло противъ Церкви, вразумившись вашими писаніями, хотя со временемъ когда-нибудь, могли раскаяться.
Привјтствуйте братство ваше. Всј со мною сущіе братія привјтствуютъ васъ. Здравыми и памятующими о мнј да сохранитъ Господь васъ, истинно возлюбленные Господа!
Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Афанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть первая. / Изданіе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1902. — С. 276-287.