Всј празднества въ честь святыхъ досточудны, и уподобляются блистанію звјздъ. Какъ звјзды, бывъ утверждены на небј въ извјстномъ порядкј, на извјстномъ разстояніи одна отъ другой, распознаются и освјщаютъ весь земной шаръ; одна и та же звјзда видна и у индійцевъ, не скрывается и отъ скифовъ, сіяетъ надъ землею и озаряетъ море, путеводствуя плавателей; и хотя всјхъ ихъ, по причинј множества, именъ мы не знаемъ, однако удивляемся ихъ красотј и блеску: такъ и всякій святой. Хотя останки (святыхъ) заключены въ гробахъ; но сила ихъ не ограничивается поднебесною. И что сказанное справедливо, можно тебј удостовјриться изъ самаго опыта. Палестина скрываетъ останки Авраама, а куща его споритъ съ раемъ: тамъ Богъ произнесъ приговоръ Адаму; здјсь же гостепріимно принятъ былъ патріархомъ. Кости Іосифа вмјщаются въ одинокомъ гробј; но брань его съ египтянкою изумляетъ концы вселенной. Гробъ Моисея неизвјстенъ (Втор. 34, 6); но о немъ и по смерти возвјщаетъ жезлъ, разсјкшій Чермное море. Гдј погребенъ Исаія — не знаемъ; но вся Церковь провозглашаетъ его пророчество: се Дјва во чревј зачнетъ и родитъ Сына (Ис. 7, 14). Даніилъ погребенъ въ Вавилонј; но вјщаніе его слышится по всей землј: се на облацјхъ небесныхъ, яко Сынъ человјчь идый бяше (Дан. 7, 13). Ананія и другіе (два) отрока скончались также въ Вавилонј; но вся вселенная каждодневно воспјваетъ ихъ пјснь: благословите вся дјла Господня Господа (Дан. 3, 57). Іезекіиль преданъ землј у Персовъ; но онъ съ Херувимами вопіетъ: благословенна слава Господня отъ мјста Его (Іез. 3, 12). Такимъ образомъ діаволъ не получилъ никакой пользы отъ того, что нанесъ смерть Адаму въ раю: такъ какъ чрезъ смерть Богъ отверзъ праведнымъ дверь упованія.
Всј памяти святыхъ достославны. Но ничто не равняется славою съ настоящимъ торжествомъ. Авель именитъ жертвою, Енохъ памятенъ благоугожденіемъ; Мельхиседекъ прославляется, какъ образъ Христовъ; Авраамъ возвеличивается за вјру; Исаакъ восхваляется, какъ образъ; Іаковъ ублажается за борьбу; Іосифъ чтится за цјломудріе; Іовъ заслужилъ удивленіе терпјніемъ; Моисей знаменитъ, какъ законодатель; Іисусъ Навинъ памятенъ, какъ военачальникъ; Сампсонъ досточтимъ, какъ собесјдникъ Божій; Илія достохваленъ, какъ ревнитель; Исаія достославенъ, какъ богословъ; Даніилъ достоублажаемъ, какъ прозорливецъ; Іезекіиль досточуденъ, какъ созерцатель неизреченнаго; Давидъ именуется отцомъ таинства по плоти; Соломонъ превозносится, какъ мудрый; но все это — ничто въ сравненіи съ Богородицею Маріею. Всј они видјли (Христа) только въ гаданіяхъ, а Она во чревј носила Воплотившагося. И что могло бы воспрепятствовать неизреченному домостроительству Бога Слова? Грубость ли (плоти)? Но это — вещественная принадлежность, а Слово (само по Себј) чуждо такой грубости. Чрезвычайность ли такого уничиженія? Но Божество не ограниченно. Зачатіе ли? Но Сотворившій (Дјву) не осквернился, такъ-же какъ и Воплотившійся и Родившійся отъ Нея; и даже человјколюбіе приноситъ Царю тјмъ большую славу. Рожденіе ли? Но оно не умалило Безначальнаго. Вочеловјченіе ли? Но естество Божеское не потерпјло измјненія. Матерь ли по плоти? Но (Родившійся) не пересталъ быть по Божеству безъ матери. Ясли? Но (Сынъ) не оставилъ нјдра Отчаго. Вертепъ ли? Но Троица никогда не оставляла престола. И такъ въ мірј нјтъ ничего такого, что могло бы сравниться съ Богородицею Маріею. Человјкъ! Прейди умомъ твоимъ всј творенія и смотри, можетъ ли что сравниться или превзойти святую Дјву Богородицу? Пробјги землю, осмотри море, изслјдуй воздухъ, углубись мыслію въ небеса, испытай всј невидимыя силы, и скажи, есть ли другое подобное чудо во всјхъ тваряхъ? Небеса повјдаютъ славу Божію (Псал. 18, 2); Ангелы служатъ (Богу) со страхомъ, Архангелы покланяются съ трепетомъ; Херувимы, не могущіе (зрјть славы), ужасаются; Серафимы, летая окрестъ, не приближаются, и трепеща взываютъ: святъ, святъ, святъ Господь Саваофъ: исполнены небеса и земля славы Его (Ис. 6, 3); воды не перенесли гласа (Лук. 8, 24); облака служили колесницею при трусј воскресенія; солнце, не стерпјвъ поруганія (Творцу), вострепетало; адъ отъ страха изрыгнулъ мертвецовъ; вереи адовы отъ одного взора сокрушились; гора, принявшая сошествіе (Божіе), воздымилась (Исх. 19, 13); купина, не снося видјнія, возгорјлась; Іорданъ, устрашившись, обратился вспять; море, убоявшись жезла, раздјлилось, повинуясь предзнаменованію Владычнему; жезлъ Аароновъ силою прообразованія расцвјлъ, преступивъ законъ природы; огнь въ Вавилонј устыдился лика троичнаго: исчисли все чудесное, и дивись превосходству Дјвы. Кого всякая тварь восхваляетъ со страхомъ и трепетомъ, Того Она неизъяснимо приняла въ чертогъ Свой.
Блаженны чрезъ Нее всј жены: родъ ихъ не подлежитъ болје клятвј, и даже превосходитъ славою Ангеловъ. Ева уврачевана; проходится молчаніемъ жена египетская; погребена Далида; забыта Іезавель; не вспоминается болје Иродіада. Теперь ликъ женъ возбуждаетъ удивленіе. Сарра прославляется, какъ нива, произрастившая народы; Ревекка почитается, какъ мудрая виновница благословенія; Лія величается, какъ матерь предка (Господня) по плоти; Деввора похваляется, какъ военачальница, вопреки немощи пола своего; Елисавета ублажается, какъ ощутившая въ себј играніе Предтечи и исполнившаяся благодати; (ублажается же) и Марія, какъ матерь, и раба, и облако, и чертогъ, и кивотъ Владыки; матерь: потому что родила Восхотјвшаго родиться; раба: потому что въ Ней исповјдуется природа и возвјщается благодать; облако: потому что зачала отъ Духа Святаго безстрастно отъ Нея Родившагося; чертогъ: потому что Богъ Слово пребывалъ въ Ней, какъ въ чертогј брачномъ; кивотъ: потому что не законъ носила, но во чревј имјла Законодателя. И такъ воззовемъ къ Ней: благословенна Ты въ женахъ; Ты одна уврачевала печаль Евы; одна отерла слезы рыдающей; одна понесла цјну искупленія міра; одна получила для сохраненія сокровище, драгоцјннјйшее жемчуга: одна пріяла во чревј безъ вожделјнія и родила безъ болјзни; одна родила Еммануила, какъ Онъ Самъ восхотјлъ. Благословенна Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева Твоего; — плодъ, но не сјмя; цвјтъ, но не страсть; сіяніе, но не тварь; сопрестольный, но не меньшій; солнце, а не прахъ; покланяемый, а не сотворенный; цјна избавленія, а не долгъ. Благословенна Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева Твоего.
Но выше всјхъ похвалъ гласъ Пророка: се Дјва во чревј зачнетъ; — сказалъ о чудј, но умолчалъ объ образј исполненія. И родитъ Сына: возвјстилъ рожденіе (отъ Дјвы), но не открылъ способа. И нарекутъ Ему имя Еммануилъ: прорекъ таинство и возгремјлъ именемъ (Еммануила), еже есть сказаемо: съ нами Богъ (Ис. 7, 14; Матф. 1, 23); проповјдалъ Бога раждающимся и заградилъ уста іудеямъ. Съ нами Богъ, — и заблужденіе уничтожено. Съ нами Богъ, — и обрјзаніе упразднено. Съ нами Богъ, — и демоны бјгутъ. Съ нами Богъ, — и діаволъ посрамленъ. Съ нами Богъ, — и купель не перестаетъ возраждать. Съ нами Богъ, — и цари благочествуютъ. Съ нами Богъ, — и церкви учащаются. Съ нами Богъ, — и смерть стала сномъ. Съ нами Богъ, — и мертвые, торжествуя свободу, вопіютъ: ни Ангелъ, ниже ходатай, но Самъ Богъ пришелъ и спасъ насъ (Ис. 63, 9): Ему слава во вјки вјковъ. Аминь.
Примјчаніе:
[1] Похвальное Слово Пресвятой Богородицј св. Прокла, архіепископа Константинопольскаго, помјщено въ переводј въ «Христ. Чт.» 1839 г. ч. IV. стр. 17-35. Этотъ переводъ нами повјренъ и исправленъ по греческому тексту. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. LXV. col. 171-175.
Печатается по изданію: Избранныя слова святыхъ отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. — Изданiе Русскаго на Афонј Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: Въ Типографiи А. И. Траншеля, 1869. — С. 10-13.