Посему, какъ ради насъ, будучи Словомъ, содјлался плотію, и будучи Богомъ, содјлался человјкомъ, такъ, и будучи Творцемъ, ради насъ сталъ тварію; потому что плоть сотворена. Посему и сказалъ, какъ чрезъ пророка: тако глаголетъ Господь, создавый Мя отъ чрева раба Себј (Ис. 49, 5), такъ и чрезъ Соломона: Господь созда Мя въ начало путей Своихъ въ дјла Своя. Итакъ и въ сказанномъ у Пророка, созданный во чревј дјвы есть рабъ, а не Господь, то есть по плоти человјкъ, въ которомъ явился Богъ; и здјсь созданный въ начало путей Божіихъ есть не Богъ, а человјкъ, въ которомъ явился намъ Богъ, чтобы опять обновить растлјнный путь человјческаго спасенія. Посему такъ какъ о Христј знаемъ то и другое, — и Божеское и человјческое, въ естествј Божеское, а въ домостроительствј то, что по человјку, то въ слјдствіе сего Божеству присвояемъ вјчность, а человјческому естеству приписываемъ тварность. Ибо, какъ, по слову пророка, во чревј созданъ рабомъ, такъ, по слову Соломона, рабственною сею тварію явился во плоти. Когда же скажутъ: если былъ, то не рожденъ; и если рожденъ, то не былъ; — тогда пусть научатся, что особенностей плотскаго рожденія не надлежитъ прилагать къ естеству Божію; потому что тјла, несуществовавъ прежде, раждаются; Богъ же несуществующее творитъ существующимъ, а Самъ не происходитъ изъ не-сущаго. Посему и Павелъ именуетъ Его сіяніемъ славы (Евр. 1, 3), въ наученіе наше, что, какъ свјтъ отъ свјтильника и отъ свјтящагося естества, даже вмјстј съ ними (ибо какъ скоро появляется свјтильникъ, возсіяваетъ вмјстј и свјтъ отъ него): такъ Апостолъ повелјваетъ разумјть и здјсь, что и Сынъ отъ Отца, и Отецъ никогда не былъ безъ Сына. Ибо невозможно славј быть не блистательною, какъ невозможно свјтильнику быть безъ сіянія. Явно же, что какъ быть сіяніемъ — служитъ свидјтельствомъ бытія по славј, потому что, если нјтъ славы, то не будетъ и сіяющаго отъ нея: такъ утверждать, что нјтъ сіянія — служитъ доказательствомъ, что не было и славы, когда не было сіянія; потому что невозможно славј быть безъ сіянія. Посему, какъ невозможно сказать о сіяніи, что, если оно было, то непроизошло; и если произошло, то его не было; такъ напрасно утверждать это о Сынј, потому что Сынъ есть сіяніе.
Прилагающіе же понятія меньшаго и большаго къ Сыну и Отцу да научатся у Павла неизмјрять неизмјримаго; ибо Апостоль называетъ Сына образомъ Отчей ѵпостаси (Евр. 1. 3). Изъ сего явствуетъ, что какова упостась Отчая, таковъ и образъ ѵпостаси. Ибо невозможно образу быть меньше созерцаемой въ немъ ѵпостаси. Но и великій Іоаннъ учитъ сему, говоря: въ началј бј Слово, и Слово бј къ Богу. Тјмъ, что сказалъ: въ началј бј, а не послј начала, показалъ, что начало никогда не было безъ Слова: а тјмъ, что указалъ: Слово бј къ Богу, означилъ, что Сынъ въ сравненіи съ Отцемъ не имјетъ ни въ чемъ недостатка: потому что вмјстј со всецјлымъ Богомъ всецјло созерцается и Слово. Если бы Слово имјло недостатокъ въ Своей великости, такъ что не могло бы Оно быть къ всецјлому Богу; то, по всей необходимости, слјдовало бы признать, что въ Богј преизбытокъ предъ Словомъ неимјетъ уже Слова. Напротивъ того, во всемъ величіи Бога созерцается вмјстј и величіе Слова. Итакъ для Божественныхъ догматовъ не имјетъ мјста выраженіе: это больше, а это меньше. Утверждающіе же, что рожденное по естеству не подобно нерожденному, да научатся примјромъ Авеля и Адама не разсуждать нелјпо. Ибо и Адамъ по естественному человјческому рожденію не былъ рожденъ, Авель же родился отъ Адама, а неродившійся называется нерожденнымъ, — но Адаму нимало не воспрепятствовало быть человјкомъ то, что онъ не родился, и Авеля рожденіе не сдјлало чјмъ нибудь инымъ въ естествј человјческомъ; напротивъ того и тотъ и другой человјкъ, хотя одинъ былъ рожденъ, а другой не имјлъ рожденія. Посему и по божественнымъ догматамъ сіе — быть нерожденнымъ и рожденнымъ — не производитъ разности въ естествј; но какъ въ Адамј и Авелј человјчество одно; такъ въ Отцј и въ Сынј Божество одно.
И о Духј Святомъ хулители говорятъ тоже, что и о Господј, то есть, что Онъ — тварь: Церковь же равно, какъ о Сынј, такъ и о Святомъ Духј, вјруетъ, что Онъ не созданъ, и что всякая тварь чрезъ причастіе превысшаго блага дјлается благою (Духъ же Святый не имјетъ нужды въ подаваемой благости, потому что благъ по естеству, какъ свидјтельствуетъ Писаніе); и тварь путеводится Духомъ, Духъ же даруетъ путеводство; тварь управляется, а Духъ управляетъ: тварь требуетъ утјшеній, а Духъ утјшаетъ; тварь пребываетъ въ рабствј, а Духъ освобождаетъ; тварь умудряется, а Духъ даетъ благодать премудрости; тварь пріемлетъ дарованія, а Духъ раздаетъ со властію. Ибо вся сія дјйствуетъ единъ и тойжде Духъ, раздјляя властію, коемуждо якоже хощетъ (1 Кор. 12, 11). И въ Писаніи можно найдти тысячи другихъ доказательствъ, что всј высокія и боголјпныя именованія, какія Писаніемъ придаются Отцу и Сыну, читаются и о Святомъ Духј, какъ то: нетлјніе, блаженство, благость, премудрость, могущество, правда, святость: всякое досточтимое имя также употребляется о Святомъ Духј, какъ употребляется оно и объ Отцј и о Сынј, кромј тјхъ именъ, которыми ясно и неслитно отличаются одна отъ другой ѵпостаси, разумјю же, что Духъ Святый не называется ни Отцемъ, ни Сыномъ; всј же другія имена, какими именуются Отецъ и Сынъ, усвояются Писаніемъ и Святому Духу.
Въ слјдствіе сего понимаемъ, что Духъ Святый выше твари; а поэтому, гдј разумјется Отецъ, и гдј разумјется Сынъ, тамъ разумјется и Духъ Святый; ибо Отецъ и Сынъ выше твари, это же послјдовательность слова свидјтельствуетъ и о Духј Святомъ. Посему, кто Духа Святаго превозноситъ выше твари, тотъ, значитъ, пріемлетъ правое и здравое ученіе; ибо исповјдуетъ одно несозданное естество, созерцаемое въ Отцј и Сынј и Святомъ Духј. Если же въ доказательство того, какъ думаютъ, что Духъ Святый сотворенъ, представляютъ намъ пророческое слово, въ которомъ сказано: утверждаяй громъ и создавый духъ [1] и возвјщаяй въ человјцјхъ христа Своего (Ам. 4, 13); то надлежитъ разумјть, что пророкъ говоритъ о созданіи инаго духа въ утвержденіе грома, а не Духа Святаго, ибо громомъ таинственное ученіе именуетъ Евангеліе. Посему тј, въ комъ вјра въ Евангеліе дјлается твердою и непреложною, бывъ прежде плотію, посредствомъ вјры переходятъ въ другое состояніе, дјлаются духомъ, какъ говоритъ Господь, что рожденное отъ плоти, плоть есть; и рожденное отъ Духа, духъ есть (Іоан. 3, 6). Итакъ утвержденіемъ въ вјрующихъ евангельскаго слова Богъ творитъ вјрующаго духомъ; а кто рожденъ отъ Духа, и кого таковый громъ содјлываетъ духомъ, тотъ возвјщаетъ Христа, потому что, какъ говоритъ Апостолъ, никтоже можетъ рещи Господа Іисуса Христа, точію Духомъ Святымъ (1 Кор. 12, 3).
Примјчаніе:
[1] Πνέυμα, по славянскому переводу: вјтръ.
Печатается по изданію: Творенiя святаго Григорiя Нисскаго. Часть четвертая. — М.: Типографiя В. Готье, 1862. — С. 133-140. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводј, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 40.)